Храм в честь иконы Божьей Матери Спорительница хлебов
Белгородская Митрополия Белгородская и Старооскольская Епархия II Белгородское благочиние
Объявления
  • 02 Январь 2023
    Тел. 38-69-25   Таинство Крещения совершается каждую субботу в 10:30. Таинство исповеди совершается перед каждой Литургией в 7: 45. Храм открыт ежедневно с 8:30 до 18:30      
    21 Июнь 2021
    О монашеском служении...
сайт создан по благословению протоиерея Александра Ярового

В этом разделе помещена информация, для всех желающих открыть свое сердце Богу

Могут ли жениться те кто были восприемниками у одного ребенка?

Неопределённость этого вопроса существует в РПЦ уже около двух столетий. Во второй половине 19 века русский канонист проф. Павлов писал следующее: «Вопрос о духовном родстве, - один из самых трудных и запутанных вопросов церковного права, - в самое последнее время вызвал целую учённую полемику между русскими канонистами».

Так Указ от 19 января 1810 года Святейшего Синода подобные браки разрешал, но уже в 1859 митрополит Филарет Дроздов на подобных делах писал следующую резолюцию: «советуется искать другой невесты».

В книге правил этому вопросу посвящено 53 правило Трульского собора, а именно: «понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в неких местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительного Крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их вдовствующими, то определяем, дабы от настоящего времени, ничто таковое не было творимо».

Но здесь остается недоумение, если нельзя вступать в брак с родителями крещаемого, то почему разрешается брак между кумовьями? Между двумя ведущими русскими канонистами XIX века профессорами А.С. Павловым и И.С. Бердниковым состоялась серьёзная полемика по данному вопросу. Полемика нашла своё отражение в ряде статей, в которых профессора разбирали позиции оппонента.

Одно из мнений РПЦ, которое видимо можно считать официальным, выражено в «Настольная книга священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно». («Настольная книга священнослужителя», М.1983г., т.4, С.234-235).

Попытку очень взвешенного подхода к нашей теме видим в решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крёстной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными" (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10)

Для критического сравнения следует указать, что и в Румынской церкви брак между восприемниками не разрешается.

Для исследователей этого вопроса открывается огромное поле для плодотворной научной канонической работы. Но то огромное поле для деятельности, воспринимаемое как благо для науки Каноническое право, в необработанном своём виде, к сожалению, приносит лишь массу не решаемых, или решаемых сугубо субъективно вопросов. В результате мы имеем самое разное решение этого вопроса епархиальными преосвященными. Очень часто в практике руководствуются и Указом Святейшего Синода от 19 апреля 1873г: «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея), впрочем, в виду того правила, что при крещении «един довлеет восприемник, аще мужеский пол есть крещаемый, аще женский – токмо восприемница», определено также предоставить преосвященным разрешать вступление в брак восприемнику с матерью воспринятой им, если не встретится других законных препятствий». При этом я считаю аргументация этого решения не выдерживает научно- канонической критики, о чём в своё время писал св. митр. Филарет Дроздов:«что же касается до правила в Требнике о крещении, оно говорит только о том, что по нужде достаточен один восприемник, а не о родстве; ибо если бы разуметь сие правило о родстве, духовное родство совсем бы было уничтожено, а это было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». (Чтения в обществе истории древностей., 1874 г. 4 кн. 155 стр.)

...Следует отметить, что любая бабуля в храме, как хранительница Предания, знает безапеляционно, что жениться кумовьям нельзя.

Протоиерей Александр Яровой, настоятель храма

«Оставь суету, за молитву берись: в суетном смерть, а в молитве – вся Жизнь».